Окружные парламентарии обсудили прогноз социально-экономического развития Югры, а также ключевые направления налоговой, бюджетной и долговой политики региона на ближайшую трехлетку
Сегодня под руководством председателя думского Комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Николая Ташланова состоялись депутатские слушания, которые открыл спикер окружного парламента Борис Хохряков.
Сегодня под руководством председателя думского Комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Николая Ташланова состоялись депутатские слушания, которые открыл спикер окружного парламента Борис Хохряков. Он, отметил, что вопросы, вынесенные на заседание, являются первым этапом работы парламентариев над бюджетом Югры на предстоящий трехлетний период, который обозначит основные подходы к составлению бюджета и дальнейшего рассмотрения его на заседаниях Думы.
Николай Ташланов, также взявший слово, подчеркнул, что прогноз содержит информацию об основных направлениях и показателях развития округа, предполагающих в прогнозируемом периоде достижение национальных целей развития и ключевых показателей национальных проектов, установленных указами Президента Российской Федерации.
Вопрос о прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 и плановый период 2025 и 2026 годов осветил директор Департамента экономического развития – заместитель Губернатора автономного округа Сергей Афанасьев.
Как сообщил докладчик, документ разработан, исходя из приоритетов и целевых индикаторов Стратегии социально-экономического развития Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года и ключевыми векторами развития страны на период до 2030 года.
По итогам 2022 года экономическую и социальную динамику развития автономного округа подтверждает оценка рейтингового агентства ООО «РИА Рейтинг» – третье место по уровню безработицы и заработных плат работников, четвертое место – по социально-экономическому положению субъектов РФ и уровню благосостояния семей. Югра занимает пятую позицию среди субъектов РФ по качеству жизни населения.
Доля региона в общероссийской добыче нефти – 41,7%. По добыче нефти, производству электроэнергии автономный округ занимает первое место среди субъектов РФ; по добыче газа, объему промышленного производства – второе место. В Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата 2022 года Югра занимает девятую позицию.
Прогноз разработан в двух вариантах: консервативном и базовом. Базовый вариант прогноза описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики автономного округа с учетом ожидаемых внешних условий и предусматривает выполнение в полном объеме запланированного комплекса мер по обеспечению развития экономики, социальной сферы и инфраструктуры региона. Консервативный вариант основан на предпосылках ухудшения состояния мировой экономики и более существенного, чем в базовом варианте, эффекта санкционного давления.
Базовый вариант прогноза социально-экономического развития Югры на 2024-2026 годы будет принят за основу для составления проекта окружного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Согласно прогнозу, показатели объема добычи нефти в 2024 году по сравнению с оценкой текущего года увеличатся на 7 млн тонн и составят 222 млн тонн. Мировая цена на нефть фиксируется на отметке 71,31 доллар за баррель, что выше, чем в текущем году на 7,9 долларов за баррель нефти; среднегодовой курс доллара на 2024 год запланирован в размере 90,12 рублей за доллар США.
Валовый региональный продукт, который является обобщающим для экономической деятельности региона и характеризует процесс производства товаров и услуг, вырастет с 6 799,4 млрд рублей до 8 002,3 млрд рублей. Индекс промышленного производства в 2024 году заложен в размере 102,74%, инвестиции в основной капитал – 1 470,6 млрд рублей.
По оценкам специалистов, положительная динамика будет наблюдаться в строительной отрасли. Так, ввод жилья планируется увеличить с 950 тысяч квадратных метров в 2023 году до 1013 тысяч квадратных метров общей площади в 2024 году.
Что касается параметров социального развития региона, то некоторую положительную динамику с 75,74 до 75,97 лет демонстрирует продолжительность жизни югорчан. Уровень зарегистрированной безработицы снизится с 0,36% до 0,35%. Величина прожиточного минимума с 19 649 рублей в месяц в 2023 году вырастет в следующем году до 20 435 тысяч рублей в месяц.
Вторым вопросом повестки депутатских слушаний, который представила директор Департамента финансов – заместитель Губернатора автономного округа Вера Дюдина, стала информация об основных направлениях налоговой, бюджетной и долговой политики автономного округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Приоритетом в этой сфере, как и прежде, будет являться сохранение предсказуемых условий налогообложения в целях обеспечения устойчивости бюджетной системы региона.
Что касается планируемых изменений в налоговом законодательстве региона, то речь идет о налоге на имущество организаций, налоге на прибыль организаций, упрощенной системе налогообложения (УСН) и патентной системе налогообложения, а также об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда.
Так, при взимании налога на имущество организаций будет установлена льгота для организаций, заключивших концессионные соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве (соглашения о муниципально-частном партнерстве), в отношении объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в автономном округе, созданных и (или) реконструированных в соответствии с заключенным соглашением. Уточнится перечень объектов недвижимости для определения налоговой базы на основе кадастровой стоимости в отношении административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Продолжится работа, направленная на расширение налоговой базы по имущественным налогам путем выявления имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с неполным отражением сведений, необходимых для исчисления налогов.
Налог на прибыль организаций предполагает предоставление права на применение пониженной ставки резидентам особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Нягань» в размере от 0% до 13,5% в зависимости от налогового периода, в котором впервые получена прибыль, подлежащая налогообложению.
Предлагается продлить действие пониженной ставки по налогу на 1 год (2024 год) организациям, осуществляющим такие виды экономической деятельности, как «Обрабатывающие производства», «Сбор, обработка и утилизация отходов» организациям, предоставляющим услуги в области добычи нефти и природного газа; организациям, осуществляющим производство электроэнергии тепловыми электростанциями; управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков; организациям, являющимся владельцами лицензий на пользование участками недр на территории автономного округа; организациям, осуществляющим деятельность сухопутного, водного, воздушного транспорта, за исключением трубопроводного транспорта, установив ее только в отношении пассажирских перевозок по регулярным маршрутам.
Говоря об упрощенной системе налогообложения (УСН), патентной системе налогообложения, важно отметить, что в данной сфере планируется установить на 2024 год ставку в размере 4% в отношении отдельных видов деятельности, а также для приоритетных отраслей, у которых в сравнении с предыдущим периодом не произошел рост поступлений по налогам более чем на 5% и распространить данную норму, начиная с 2023 года. Планируется актуализировать размеры потенциально возможного годового дохода при применении патентной системы налогообложения, с его повышением, начиная с 2025 года.
Будет продлена на 2024 год «нулевая» ставка по УСН и патентной системе налогообложения для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению.
Решено продлить до 1 января 2027 года действие пониженной ставки в размере 1% по упрощенной системе налогообложения региональным социально ориентированным некоммерческим организациям; религиозным организациям; субъектам малого и среднего предпринимательства, которые признаны социальными предприятиями.
Что касается установления коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, то предполагается зафиксировать на 2014-2026 годы величину регионального коэффициента рынка труда в размере 3,139. Целью этого является установление равных прав в части оплаты труда как гражданам РФ, так и иностранным гражданам.
Основными приоритетами бюджетной политики региона в области расходов являются достижение национальных целей развития и решение ряда задач, обозначенных Президентом РФ. Первоочередные статьи расходов будут направлены на поддержку семей с детьми, снижение бедности, обеспечение занятости населения, предоставление мер социального обеспечения участникам СВО и их семей, исполнение социально значимых обязательств.
Так, подлежат индексации на 4%: с 1 января 2024 года расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами по их ремонту, на организацию отдыха и оздоровления, а также расходы на питание в учреждениях социальной сферы и в образовательных организациях; с 1 сентября 2024 года – расходы стипендиального фонда обучающихся (студентов) в государственных, федеральных и частных учреждениях высшего и профессионального образования автономного округа; с 1 октября 2024 года фонд оплаты труда работников государственных учреждений, не подпадающих под действие указов Президента РФ от 2012 года.
В расчете фонда оплаты труда по работникам, подпадающим под действие указов Президента РФ, учтен прогнозный показатель «среднемесячный доход от трудовой деятельности» в размере 92 094 рубля с ростом на 6,3%.
Расходы капитального характера, в первую очередь, будут направлены на завершение ранее начатых объектов, на реконструкцию и капитальный ремонт объектов, реализацию инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета, создание новых школ по концессионным соглашениям, объектов ТКО, строительство мостового перехода через реку Обь.
Кроме того, планируется создать инновационный научно-технологический центр (ИНТЦ) «Юнити Парк», основные направления деятельности которого – разработка технологий в области энергетической безопасности, исследования в сфере медицины, а также создание передовых инженерных технологий и материалов, адаптированных к условиям Севера и Арктики.
С 2024 года будут реализовываться две новые госпрограммы. Одна из них – «Строительство», которая объединит две действующие госпрограммы «Развитие жилищной сферы» и «Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергетики» и будет направлена на формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной отрасли ЖКХ, повышения комфортности и доступности жилья. Данная госпрограмма предполагает аккумулирование всех капитальных расходов, которые на данный момент распределены по разным госпрограммам, в зависимости от сфер экономики.
Вторая госпрограмма – «Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия» – для улучшения эпизоотической и эпидемиологической обстановки, повышения уровня биологической безопасности Югры.
С 2025 года планируется рассмотреть некоторые нововведения. Сюда относится вопрос по установлению дополнительного норматива отчислений в бюджеты муниципальных образований от НДФЛ, зачисляемого в бюджет автономного округа взамен дотации в части расходов на обеспечение повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы.
Еще одним нововведением станет вопрос о применении единого предельного уровня софинансирования расходных обязательств муниципальных образований при распределении субсидий из окружного бюджета с учетом уровня бюджетной обеспеченности.
Долговая политика автономного округа будет направлена на обеспечение потребностей регионального бюджета в кредитных ресурсах, своевременное и полное исполнение долговых обязательств при сохранении финансовой устойчивости бюджета Югры, минимизацию расходов на обслуживание госдолга, а также сохранение на высоком уровне показателей и индикаторов долговой устойчивости региона.
В завершение заседания участники депутатских слушаний озвучили интересующие их вопросы, а также поддержали предложения Правительства региона и внесли рекомендации исполнительным органам по реализации основных направлений налоговой, бюджетной и долговой политики Югры в 2024-2026 годах.
Информационно-аналитическое управление
Думы автономного округа
Последние новости
Информационное сообщение
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение №5 «Гимназия» сообщает о поступивших заявлениях, о предоставлении в аренду муниципального имущества в порядке муниципальной преференции,
Нижневартовск готов к встрече Нового года
Сегодня Председатель Думы Югры Борис Хохряков вместе с руководством города посетил ряд новогодних локаций Нижневартовска – площадь Нефтяников, набережную реки Обь и пешеходный бульвар на улице Пионерской.
«Здравствуй, Дед Мороз!»
Накануне Нового года волшебный городок под названием «Снежный кристалл» столкнулся с ужасной проблемой – пропал Дед Мороз.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией