21.01.2024

Дедушка культуры города Советского: Виктор Григорьевич Колодуб

Как стало известно, ушел из жизни наш земляк, уважаемый и заслуженный человек, почетный гражданин Советского района Виктор Григорьевич Колодуб.

Как стало известно, ушел из жизни наш земляк, уважаемый и заслуженный человек, почетный гражданин Советского района Виктор Григорьевич Колодуб. Так получилось, что последний очерк о нем редакция ИА «2 ГОРОДА» подготовила и опубликовала совсем недавно  —  менее полугода назад, 28 августа 2023 года. Тем не менее сегодня в память о Викторе Григорьевиче мы решили повторить эту публикацию:   В 2023 году Советский празднует свою 60-ю годовщину. За это время город накопил немало историй о собственном становлении, о жителях, о судьбах людей. История всегда интереснее из уст очевидца. Сегодня мы начинаем цикл материалов, посвященных юбилею Советского. Первым рассказать о жизни города и о себе мы попросили Виктора Григорьевича Колодуба.   Виктор Григорьевич много лет работал в ДК «Сибирь». Уйдя на пенсию в 1991 году, он до 2012 трудился официально и потом не оставлял свое детище, вел неустанный пригляд, являясь участником многих культурных мероприятий в городе и районе. Виктор Григорьевич —  отличник культуры СССР, заслуженный деятель культуры Югры, почетный гражданин Советского района. Имеет трудно поддающееся подсчетам количество почетных грамот, благодарственных писем и различных премий. Можно смело сказать, что он посвятил всю свою жизнь культуре Советского, взращивал ее с молодых ногтей и по праву может назвать себя Дедушкой культуры нашего города.

Разговор с Виктором Григорьевичем состоялся в его уютной квартире. Первым делом хозяин провел экскурсию по дому. В одной из комнат мини-музей с милыми сердцу вещицами. Здесь плакат с поздравлениями, на котором фото известных местных писателей — друзей Виктора Григорьевича. Вот благодарственные грамоты от главы округа и главы района и фотографии с вручения.  Мы приступаем к разговору только после сольного номера артиста, он поет, самостоятельно аккомпанируя себе на фортепиано, в глазах искорки.

 

Встреча с Советским: дружба, переросшая в любовь

«Вообще впервые в округ я приехал из Симферополя со строительным студотрядом. В тот момент я перевелся на заочное отделение строительного училища и  решил поехать с ребятами строить дома на Севере. Я не признавался, что имею театральное образование, но, когда помог организовать агитбригаду к 100-летию Ленина, меня разоблачили, узнали, что я режиссер. Общими усилиями мы стали лауреатами областного смотра в Тюмени. И пошло-поехало. Меня решили взять в полон: предложили зарплату, выше, чем у меня была, я не отказался. Так я стал жителем Ханты-Мансийского округа.  Обосновался в Октябрьском районе, тогда же поступил на театрально-режиссерское отделение в Челябинский институт культуры и успешно окончил его. Позже была учеба в Ленинграде, я вообще всегда старался повышать квалификацию.  А в Советский приехал в 1974 году, вслед за будущей женой, которая в то время работала заведующей отделом культуры.

Когда я приехал сюда, зданий выше второго этажа здесь еще не было. И не было ни одного каменного здания, только деревянные: администрация, кинотеатр, гостиница, дом культуры — все из дерева. Я начал свою трудовую деятельность в Доме культуры «Сибирь». Здание это неизменно является главным очагом культуры в городе, но оно очень видоизменилось с тех пор. Не без гордости скажу, что это произошло, в том числе, благодаря и мне. Я тогда художественным руководителем работал, директор мне говорит: «Почему у тебя не развита детская самодеятельность?» А я отвечаю: «А где ею заниматься? Места нет, поэтому нужен пристрой». И я нарисовал этот пристрой. Потом пошел к архитектору, сказал, что мне нужно два этажа, чтобы было место для всех желающих. В чертежах мы отвели место для танцевального, драматического, эстрадного коллективов, кабинет для костюмерной, помещение для бутафории. До этого я 10 лет работал в Крыму и, конечно, знал, что такое настоящий театр, какими помещениями он обязательно должен быть снабжен. Короче говоря, сделали мы пристрой. Думаю, без пристроя у нас не было бы оркестра, хореографических классов для взрослых и для детей. Позже, уже при А. Расковалове в доме культуры появилось достойное фойе. Я лично пошел к Андрею Николаевичу и сказал, что в доме культуры нет ни туалета приличного, ни нормальной раздевалки, ни удобного места для гостей, ожидающих начало представления. Тогда появился еще один пристрой, в котором сейчас располагается фойе. Я знал, что это необходимо было сделать для творчества в Советском районе. А потом понаехали гости из других волостей, подивились, и стали у себя устраивать подобные дома культуры.

А наш коллектив загремел в округе как один из лучших. Начиная с тех давних времен мы каждый год ставили новый спектакль. Я живу здесь уже более 50 лет, это значит, что в мое время было поставлено более 50 спектаклей, потом я передал эстафету Мише Волковцу. До недавнего времени я и сам постоянно принимал участие в спектаклях как актер. К сожалению, после операции здоровье не позволяет работать в том же режиме».

 

70-годы: агитбригада «Лесовик» и первый День Победы

Виктор Григорьевич продолжил рассказ о делах рук своих, с гордостью и с теплотой во взгляде вспоминал:

«В 70-х годах все центральные газеты писали о нашем Советском районе, о передовиках и мастерах своего дела, о руководителях Попове, Дранченко. В то время и мы, работники культуры, не могли остаться в стороне и не говорить о наших героях. Зародилась идея создания агитбригады, в которой должна была прозвучать благодарность за труд советчанам. Представьте себе: шум моторов, звон топоров, пил, звучит песня «Привыкли руки к топорам». Вдруг раздается треск сучьев и на сцене появляется загадочный сказочный герой. Роль этого героя играл я, и был я Лесовичком. Идея представления заключалась в том, что Лесовичок наблюдает за происходящими в этой таежной местности изменениями. Удивляется тому, как быстро вырос поселок Советский, восхищается работоспособностью людей, хвалит их за дружную работу. Дружба между народами и товарищество — это очень важно, ведь у истоков строительства были тогда люди разных национальностей. Надо сказать, что они  и сейчас соседствуют в этом городе в добром мире. Агитационный спектакль «Лесовик» тогда был показан во всех вахтовых поселках не только нашего района. Мы гастролировали в Октябрьском районе, побывали в Сургуте, Нижневартовске. Не устану говорить о том, что наш район был одним из лучших в округе по работе культуры, нельзя нам было отставать от гремящих на всю страну работников лесного производства.

В 1975 году в стране произошло большое событие — отметили тридцатилетие Победы в Великой Отечественной войне. Советский, естественно, не остался в стороне. Празднование было грандиозным. На специально установленной сцене на стадионе выступали танцевальные коллективы, как вдруг раздался вой сирены, и полетели самолеты, из которых посыпались листовки. Самолетами помогла авиация нашего аэропорта. Зрители еще смотрели в небо, удивляясь такому эффекту, а по земле уже поехала военная техника. Директор первой школы, которая тогда еще располагалась на ул. Ленина, предоставил нам танк, сооруженный коллективом. По дороге помчались немецкие мотоциклисты. На пристрое дома культуры мы повесили фашистскую свастику, и наши солдаты-актеры уничтожали ее с помощью штыкового оружия. Мальчишки бежали за мотоциклистами и срывали их опознавательные знаки, действительно поверив, что это настоящие враги. Потом был большой концерт в «Сибири». Под звуки 7-й симфонии Шостаковича плыл фашистский знак, а навстречу ему красная звезда. Мы это сделали не без труда, сами понимаете, компьютерных технологий тогда еще не было. Я приобрел два специальных пистолета-прожектора. При помощи них удалось устроить зрелище, когда красная звезда потеснила и уничтожила свастику. А после начались самодеятельные номера концерта. Надо сказать, что до этого мероприятия День Победы так грандиозно не отмечался. А после, конечно, его праздновали каждый год и особенно помпезно — на круглые даты».

 

80-е годы: даешь самодеятельность всем — от мала до велика

Свои воспоминания Виктор Григорьевич подкрепляет фотографиями из аккуратной стопки фотоальбомов. На одной из фотографий огромное количество детей, все они в панамах, усажены в вольном порядке. Спрашиваю, какое событие изображено, оказывается, это фото из пионерского лагеря «Окуневские зори», в котором Виктор Григорьевич не раз выступал в роли Нептуна.

«Я на все руки мастер. Занимался хореографией, драматургией и пел, поэтому был подручным в любом деле. В 80-е годы я занимался театром и воспитывал театралов. Был у нас «Клуб юных мушкетеров» — это целая детская организация, которая существовала достаточно долгое время. Шпаги, которыми владели ребята, учили их быть смелыми, умелыми, сильными. А также в этом клубе осваивались азы актерского мастерства, дети играли в спектаклях. Клуб долго существовал, пока ребята школу не окончили. Помню, как веселой талантливой девчонкой Ольга Ивановна Сдобникова ходила в этот клуб. Я многих ребят помню, особенно отрадно видеть их уже взрослыми в моей профессии. Например, у меня в детском коллективе занималась Маша Брюзгинова, которая теперь уже Мария Станиславовна и работает режиссером в «Сибири». Помню братьев Балабашкиных, талантливые были ребята. Они выросли, разъехались, и вот пару месяцев назад мне позвонил один из них и сообщил, что пошел по моим стопам, и зашел достаточно далеко, теперь работает в Голливуде, помогает русским актерам. Предложил помощь и мне: какие надо лекарства и прочее. Я отказался, для меня этот звонок уже как бальзам. Мне, конечно, очень приятно, что мои воспитанники идут по этому же пути и не забывают обо мне». 

Виктор Григорьевич задумывается, я замечаю слезинки в уголке глаз. Он объясняет: 

«Очень уж я сентиментальным стал. Просто спросил у Балабашкина, как мама. А он ответил, что мамы больше нет».

О каждом человеке Виктор Григорьевич говорит с большой теплотой, признается, что у него немало друзей. Разговор продолжается:

«А потом меня пригласили  в СУ-881, чтобы помочь создать самодеятельность. И практически на 10 лет я ушел в эту работу. Еще я помогал в доме инвалидов. Там был создан вокальный коллектив «Сударушка». Я занимался с людьми, как их называют, серебряного возраста, помогал им самовыразиться, выступить, поднимал им настроение. Мы с этим коллективом ездили по всем домам культуры района».

 

Наш Дед Мороз в Париже

Виктор Григорьевич вдруг встает, быстро подходит к шкафу, извлекает из него портрет в раме. На портрете Дед Мороз. «Вот этот Дед Мороз, — говорит Виктор Григорьевич, —  был в Париже». На портрете, конечно, сам Колодуб, загримированный и, похоже, хоть сейчас готовый дарить всем новогоднюю сказку.

«Еще в Симферопольском училище я под Новый год оказался на празднике в детском саду. Заведующая садиком пришла в театр с просьбой «одолжить» Деда Мороза. Предложили мне, потому что я и пел, и плясал. Я не отказался. Утренник получился что надо, детям понравилось,  меня заметили и начали звать на другие утренники. За это платили 10 рублей, и я быстро стал самым богатым студентом. Но главное, что с того момента начался мой путь Деда Мороза. Эта роль помогла мне даже побывать в Париже в 2002 году, потому что я победил на конкурсе дедов Морозов в Ханты-Мансийске. И потом я часто бывал на этом конкурсе, но уже в другом качестве — мне присвоили звание заслуженный Прадедушка Мороз, ведь я был старше всех конкурсантов. А потом мы ездили на этот конкурс делегациями. Один раз поехали с представлением «Три Мороза и Коза», как раз приближался год козы по восточному календарю. Роль Козы играла Надежда Павловна Пелевина, она была признана самой лучшей актрисой, исполнившей эту роль. Поверьте, там было немало коз. Помню, тогда я, Дед Мороз, притащил на сцену мешок, а моя Коза сидела внутри, а потом как выпрыгнет из мешка. Удивила всех».

 

Советский — отрада моей души

На мой вопрос о перемене города за эти десятилетия Виктор Григорьевич отвечает, что город изменился до неузнаваемости:

«Сначала, когда приехал, мы жили в кибитке, как я ее называл, в маленькой деревянной избушке. Потом нам дали однокомнатную квартиру около вокзала. Затем возле переезда в доме номер два двухкомнатную квартиру. А потом мы переселились в квартиру в кирпичном шестиэтажном доме со всеми удобствами, с автономной котельной, отчего в нашем доме круглогодично есть горячая вода. На моем личном примере видно, как менялся город с точки зрения домостроения.

А вообще Советский менялся достаточно быстро. Не успеешь оглянуться — дом вырос. Да и сейчас так происходит. Могу сказать, что город с каждым годом хорошеет и все больше радует меня: то одно здание вырастет, то второе. Каждая улица становится все краше и краше.  Мне очень нравится Аллея первопроходцев, которую начали окультуривать несколько лет назад. Эта улица, 50 лет Пионерии, стала непроезжей. Раньше по ней двигался транспорт.  Я помню, там стояла трибуна. Люди, приезжающие в город, шли от вокзала прямо к трибуне. Она была центром внимания на всех коммунистических праздниках. Мы коллективно шагали мимо этой трибуны, махали руками, шарами, цветами, салютовали. Когда перестали отмечать октябрьские и первомайские праздники, ее убрали. Еще я помню, что на месте моего дома, Ленина, 7, раньше была пекарня. Я всегда заходил за теплым хлебом в эту пекарню. А потом пекарня исчезла, зато вот какой хороший выстроили дом». 

Виктор Григорьевич за время нашей беседы неоднократно просил прощения за то, что путается в датах происходивших событий, но упрекать его совершенно не за что, потому что в своей памяти он держит не только свои жизненные вехи и события своего города, но и огромное количество художественных текстов. Есть ощущение, что у него на каждую тему есть цитата из классики или стихотворение известного автора. Мы с удовольствием послушали в его исполнении стихи В. Маяковского, Е. Евтушенко, Н. Некрасова.

Какой бы долгой ни была встреча с интересным собеседником, обычно она пролетает очень быстро. Вот и наш разговор незаметно подошел к концу. С легкой грустью, от понимания того, что за его рамками осталось еще много интересного, о чем мог бы поведать наш герой, мы попрощались. Теперь нас ждут другие старожилы Советского с новыми историями о городе и о себе.

Светлана Пахтышева

Последние новости

Умники и умницы Ханты-Мансийска: в городе состоялся конкурс «Ученик года-2024»

Участие в нём приняли победители школьного этапа, то есть представители каждого общеобразовательного учреждения столицы округа.

Югру посетил министр цифрового развития России

сегодня, 13:25 13 - Вместе с губернатором региона Натальей Комаровой министр цифрового развития,

В Югре на треть снизилось число проверок бизнеса

В Югре за год на треть сократилось число проверок бизнеса – до 805. Наталья Комарова привела данные в социальной сети.

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *