Весна по-урайски: музыка от Казани до Нягани
Сто двадцать ребят из Белоярского, Кондинского, Берёзовского, Советского районов, Югорска, Нягани и Урая впервые участвовали в Божественной литургии в составе сводного детского хора Югорской епархии.
Сто двадцать ребят из Белоярского, Кондинского, Берёзовского, Советского районов, Югорска, Нягани и Урая впервые участвовали в Божественной литургии в составе сводного детского хора Югорской епархии. Около трех часов звучали детские голоса в соборном храме Алексия Московского.
Литургию служил епископ Фотий, а сослужили ему гости нашего округа – священники из соседних и дальних регионов России и, конечно же, самой Югорской епархии.
Вечером, уже на светской площадке, в доме культуры «Западный», прошел концерт, который подготовили творческие коллективы западной час-ти Югры, в том числе и нашего города. Урай – и на литургии, и на концерте – представляли ребята из вокальной группы хора «Вдохновение» Детской школы искусств.
– С литургией детям поначалу было сложно. Ее нет в школьной программе. Ребята целый год, по своему желанию, изучали литургические песнопения и даже участвовали в службах в урайском храме, – говорит руководитель и дирижер хора Ольга Петрухан. – В Нягани был не просто концерт – это был настоящий трехдневный творческий форум. Мастер-классы для детей, круглый стол для регентов и педагогов вели специалисты, приглашенные из Москвы.
– А для вас и для ребят знакомство с духовным пением было вызовом? – спрашиваю Ольгу Валентиновну.
– Нет. Я считаю, что русская культура – начало начал. И особенно духовное пение. Здесь – истоки русского и современного хорового пения. Это тот фундамент, без которого невозможно дальнейшее развитие.
– Репертуар у хора ДШИ довольно разнообразный. Как сами ребята сочетают такую разноплановость?
– Точно так же, как самые разные произведения сочетаются в репертуаре коллективов и исполнителей других отделений школы. Они играют и классику, и народную, и эстрадную музыку.
Современные произведения, конечно же, воспринимаются легче. Детям они понятнее и ближе. Но когда мы изучаем духовную музыку, то, чтобы заинтересовать их, нужно подготовить какой-то рассказ, презентацию, предложить послушать. В итоге у ребят неизбежно появляется интерес, хочется исполнить произведение как можно лучше, – считает Ольга Петрухан.
Разножанровым было выступление урайского «Вдохновения» и на Всероссийском конкурсе хорового искусства и академического вокала «Путь к успеху», который прошел в первые три дня апреля в Казани. Он собрал около сорока коллективов из разных регионов страны. С этого события начиналась насыщенная и яркая урайская музыкальная весна-2022.
В столицу Татарстана выехали 29 урайских ребят. В Казани хор «Вдохновение» исполнил произведения Александра Гречанинова «Весна идет» на слова Фёдора Тютчева, а также романс Александра Власова на слова Александра Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца» и «Либертанго» Астора Пьяццоллы – естественно, в переложении для хорового коллектива. А солистка Варвара Лаврентьева исполнила песню Ольги из оперы Сергея Даргомыжского «Русалка» и «На крыльях чудной песни» Феликса Мендельсона на слова Генриха Гейне.
Варвара Лаврентьева исполнила произведение, прозвучавшее в КазаниРезультат – диплом лауреата второй степени в номинации «Сольное исполнение» и диплом лауреата третьей степени в номинации «Хоровое исполнение». Словом, в Урай ребята вернулись триумфаторами.
– Благодаря этому конкурсу и самой поездке дети очень сдружились. Им стало интереснее, они стали требовать еще репетиций и концертов. Их было уже не остановить, – говорит Ольга Петрухан.
– Наверное, мы раньше были излишне скромны. И нужно было решиться выехать из города на конкурс такого высокого профессионального уровня, – считает директор школы Ирина Миникаева, участвовавшая в конкурсном выступлении в качестве концертмейстера. – Конечно же, мы понимали, что все будет серьезно. Именно в Казани впервые столкнулись с тем, что жюри запросило у нас хоровые партитуры. Тогда мы поняли: нас будут сканировать чуть ли не под рентгеном, тщательно слушать и оценивать.
Мы серьезно готовились. Благо репертуар у хора был очень обширный. А после поездки дети так воодушевились, что им не хватило участия в одном только отчетном концерте Детской школы искусств. Все эмоции, все впечатления нужно было еще в чем-то реализовать. И мы решились сделать еще один концерт – отчетный концерт хорового коллектива «Вдохновение».
Вокальная группа «Вдохновение» спела песню «Конь» Игоря МатвиенкоВ нем участвовал и хор, и одноименная вокальная группа, представленная участниками хора, и отдельные вокалисты. Это был такой совокупный концерт: от хорового исполнения до академического сольного вокала. И он вновь прошел на большом творческом подъеме. Но самое впечатляющее случилось после того, как отзвучали аплодисменты. Дети не ушли со сцены, а начали петь, без всякого аккомпанемента. И долго не могли разойтись…
На этом подъеме нас поддержали наши коллеги. Так состоялся концерт струнного отделения, с участием солистов, тоже превратившийся в грандиозное событие.
Потом, совершенно случайно, к нам заехал художественный руководитель и главный дирижер «Духового оркестра Югры» Сергей Свиридов. Мы были счастливы познакомиться. В Урае он провел мастер-класс, после которого мы организовали еще один концерт – отделения духовых инструментов.
Завершал весну наш традиционный конкурс «Юный музыкант», который проводится раз в два года. На этот раз он собрал 76 участников, в том числе ребят из поселков Междуреченский и Мортка. Снова конкурс прошел с огромным подъемом. Обладателем Гран-при на тот раз стала выпускница школы Юлия Петрухан.
– Кстати, ваша ученица, – уточняю у Ирины Владимировны.
– И с ней связано еще одно музыкальное событие этой весны – ее сольный фортепьянный концерт. Юлия сыграла 10 произведений. Даже меня, как педагога, она несколько удивила своей волей, выдержкой, своим вдохновением и самой подачей музыкального материала.
Этот ребенок всегда, с самого начала, проявлял незаурядные способности. Она очень трудолюбива, воспитанна, шаг за шагом брала барьеры. Я думаю, большой толчок дало практически ежегодное участие в летних творческих школах, которые проходили под эгидой Московской государственной консерватории.
За свою деятельность она дала четыре сольных концерта: три – в нашей школе, один – в поселке Междуреченском. И четвертый концерт, можно сказать, итоговый, стал самым ярким. Юлия проделала громаднейшую работу. Была сосредоточенной, вдумчивой, волевой.
– Хочется узнать – что дальше? Сохранится ли этот творческий подъем осенью?
– Думаю, что осенью все тоже будет очень живо. Младшие подтянутся за старшими, и передача эстафеты от выпускников к тем, кому только предстоит освоить нотную грамоту, безусловно, будет. Мы будем жить энергичной жизнью.
На мой взгляд, наша задача – по возможности вывести на сцену как можно больше детей, а не только тех, кто представляет школу на отчетных концертах. Все хотят выступать, для каждого ребенка это важно. Поэтому, например, с таким удовольствием ребята идут с концертами в те же детские сады.
А еще у меня есть мечта – открыть школьную филармонию, чтобы к нам приходили не только родители учеников, которые и так бывают на всех концертах, а именно школьники и подростки, которые могут стать нашими учениками или будут узнавать, чему учатся в Детской школе искусств их друзья, каких творческих вершин они достигли.
Фото автора
и из архива Детской
школы искусств
Владислав ШабуровПоследние новости
Смертность пациентов в Югре за 2024 год упала до 0,81%
Врачи сургутской городской больницы смогли значительно сократить уровень смертности среди пациентов Смертность пациентов в Югре за 2024 год упала до 0,81%.
Опасные погодные условия в Нягани
Вниманию жителей города Нягань! По данным Ханты-Мансийского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды днем 09.01.2025 местами по западной половине ожидается сильный снег, метель (Белоярский МР,
Уважаемые нефтеюганцы! От всей души поздравляю вас с наступающим праздником!
Новый год — это время перемен, надежд и новых начинаний, время, когда мы подводим итоги уходящего года, делимся радостью и достижениями.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований