Об этих событиях надо говорить
Автор: Михаил Рудаков. Фото автора. Наши дети должны знать о том, как пережили блокаду ленинградцы.
Об этих событиях надо говорить! Память должна быть живой, тогда не забудутся уроки прошлого и знания о цене великой Победы.
На днях лекторий на эту тему провели сотрудники городского Дворца искусств с учениками седьмой и девятой школ. Наталья Соболенко, заместитель директора Дворца искусств, историк по образованию, выбрала для разговора с детьми понятный для них формат. Демонстрировала слайды с фотоснимками блокадного города и рассказывала…
Неприятель подошёл к городу уже в сентябре 1941 года. Возвращаясь к событиям тех лет, говорят только о вермахте, части которого подступили к Ленинграду, и почти не упоминают о финской армии, которая стояла у северных окраин города-героя. Финны ничем не уступали гитлеровцам в своей жестокой циничности по отношению к нашим соотечественникам.
Об этом должны помнить те, кто с восторгом сейчас вспоминает о заслугах маршала Маннергейма, когда он ещё находился на службе царской армии. Он действительно оставил свой след, особенно когда речь идёт о географических исследованиях тех земель, что граничили с азиатской частью Российской империи. Но всё-таки нужно учесть, что в пору Великой Отечественной войны он являлся главой государства, которое воевало с нами. Артиллерия и авиация финнов господствовали, вместе с гитлеровцами, в небе над Ладожским озером. А по его льду, как известно, проходила
Дорога жизни.
Эта дорога спасла город-герой от неминуемой гибели. По ней вывозили людей на «большую землю», и прежде всего – детей. По ней же везли в город хлеб.
О том, что такое голод, город узнал ближе к ноябрю. Очевидцы той поры вспоминают, что последним напоминаем о мирной жизни были шоколадные конфеты. В ноябре же город перешёл на свой печально известный голодный паёк.
В ходе лектория звучали цифры. Минус тридцать два градуса. Такой холод стоял в первую зиму блокады. 794 минуты – столько времени продолжался самый длинный налёт вражеской авиации. Более двух тысяч снарядов сброшено на город в течение только одного дня.
Никто не может назвать точной цифры: сколько же ленинградцев погибло, живя в таких нечеловеческих условиях, за всё время блокады? И миллион, и более миллиона... К началу Великой Отечественной войны в городе проживало, по разным оценкам, не менее двух миллионов жителей. Эта цифра позволяет понять масштаб той трагедии, что пережил город.
Свидетельством того времени стал дневник ленинградской школьницы Тани Савичевой. На девяти его листочках запечатлена история её семьи. На шести из них рукой девочки написано о смерти близких ей людей. На самых последних – она просто записывала даты: уже не было сил писать слова.
Таня покинула этот мир в июле1944 года, когда враг был отброшен и находился далеко от города. В медицинской карточке, где записана история болезни 14-летней девочки, есть такие диагнозы: цинга, дистрофия, нервное истощение.
Дневнику Тани Савичевой посвящён отдельный памятник, который ныне является частью Зелёного пояса Славы: он окружает город-герой, точно совпадая своим расположением с линией фронта блокадного времени.
О том, на какие жертвы шли жители блокадного города, повествует история Ленинградского зоопарка. Он работал в блокадную пору. Сотрудники его, как могли, спасали животных. На этом фоне жива была в памяти ленинградцев история бегемотихи Красавицы. Служители зверинца ежедневно доставляли с Невы по сорок вёдер воды для увлажнения кожи животного, а чтобы Красавица не погибла от голода, размачивали не менее 30 килограммов опилок, добавляя к ним 3-4 кг жмыха и отрубей. Животное выжило. Как отмечали ленинградцы, бегемотиха радовала их и гостей города, пребывая в своём вольере, до 1951 года.
Трудно представить себе масштаб бедствия блокадного города от нашествия крыс. Полчища грызунов, перемещаясь по Ленинграду, останавливали всякое движение на улицах. Чтобы спасти город, в него из нескольких регионов стали завозить кошек. Делились ими иркутяне, ярославцы.
В нынешнем Санкт-Петербурге кошкам, спасшим город, установлены памятники. Есть такой памятник и в Тюмени.
– Если ваши бабушки родом из тех мест, расспросите их, – обратилась к школьникам Наталья Соболенко. – Возможно, они поведают свою семейную историю о том, как их семья в военные годы помогла Ленинграду, поделившись своим котом.
О том, что свою историю надо помнить, говорили и школьники.
– Если не будем знать о нашем прошлом, то не сможем называться настоящими гражданами страны, – поделился впечатлениями шестиклассник Александр Тимашев.
– Такие беседы со школьниками очень нужны, – поддержала его классный руководитель Юлия Тимашева и вспомнила, как в студенческие годы, проведённые на Украине, видела, как переписывается история. А беспамятство – это первая трагедия для любого народа.
О истории блокадного города школьники могут и сами узнать, прочитав книги очевидцев тех событий. Есть произведения, написанные Даниилом Граниным, – «Блокадная книга» (в соавторстве с Алесем Адамовичем) и «Мой лейтенант», очень пронзительное, созданное писателем в конце жизни и вызвавшее самим фактом выхода в свет неоднозначную реакцию у современных нам историков.
А можно сделать свой первый шаг к тому, чтобы узнать историю военной поры, посетив во время поездки в Санкт-Петербург музей блокады Ленинграда. Экспонаты, представленные в нём, хранят историю блокадной поры и могут поведать её тем, кто считает себя настоящим патриотом.
Последние новости

В кинотеатрах Югры школьникам покажут легендарные военные фильмы
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов рассказал о старте всероссийской акции «Кино Победы», которая пройдёт до 30 апреля.

Риск травмирования огнем и продуктами горения при пожарах
Пожары рассматривают как стихийные бедствия, возникающие вследствие самовозгорания, разряда молнии, производственных аварий при нарушении техники безопасности и по другим причинам.
СК проверит информацию о резком увеличении получателей субсидий в Сургуте
Следственный комитет проверит информацию о резком росте получателей субсидий в Сургуте.

Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией