Автобусы вне закона: какие мутные схемы использовал «СПОПАТ», чтоб получить контракт?
Больше года назад АО «СПОПАТ» стал единственным подрядчиком по всем автобусным маршрутам в городе.
Еще весной прошлого года, стало известно, что АО «СПОПАТ» (учредитель — мэрия Сургута) стал оператором транспортной реформы, то есть выиграл все конкурсы на абсолютно все маршруты в городе. Еще тогда мы удивились, как так получилось, и почему многолетние участники торгов «ЗапСибАвто» и «Центр» не включились в аукционную гонку. Отметим, что на этот вопрос официальные ведомства, несмотря на наши запросы, ответа так и не дали.
Раз автобус, два автобус, получилась схемаНо сейчас поговорим о другом, а именно о количестве автобусов «СПОПАТа» на момент подачи документов на участие в конкурсе. Это важный момент, так как в требования к будущему подрядчику включалось условие о необходимости подтвердить после заключения контракта наличие должного количества ТС « на праве собственности или ином законном основании».
Мы посчитали количество автобусов, которые предусмотрены каждым из договоров (всего 20 на 28 маршрутов). Для их исполнения подрядчику потребовалось бы 195 автобусов, включая резервные .
Отметим, что конкурсы объявили еще в мае 2023 года, а контракты заключены в конце апреля. Однако 27 декабря 2023 года издание «Сургутская трибуна» пишет, что в автопарке «СПОПАТ» числится 101 автобус .
«Именно числится, поскольку половина машин с солидным пробегом — им по 15-17 лет», — уточнили журналисты.Этот материал предварял новость о закупке новых машин, но одновременно послужил и отправной точкой для проверки совсем других обстоятельств.
Проверить данные сведения позволяют открытые данные Ространснадзора, которые ведут реестр транспортных средств, включенных в реестр лицензий на деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Попросту говоря, просто перечень всех автобусов компании (отметим, что без отметки в таком списке автобус и выезжать-то не может).
По этому реестру получается, что на 2023 год (новоприбывших автобусов там еще нет) в парке «СПОПАТ» числилось 107 машин . И, действительно, часть из них были выпущены в 2005–2006 годах. Затесался туда даже «старина» аж 2003 года.
Скучно про законодательствоВ региональном отделе Ространснадозра нам пояснили, что учет за лицензируемыми автобусами там действительно ведут, но бремя доказательства что и как «СПОПАТ» подал на конкурс — уже не в их власти.
Однако в надзорном органе разъяснили некоторые положения законодательства о пассажирских перевозках. Вот, например, одно из условий.
«Согласно п. п. А пункта 8 Положения о лицензировании лицензиат обязан выполнять лицензионные требования, в том числе использовать для осуществления лицензируемой деятельности автобусы, принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды автобусов с экипажем), информация о которых внесена в реестр лицензий», — цитируют официальный документ в Ространснадозре.Получается, что реестр РТН по сути и показывает нам количество автобусов, которые могут выехать на городские улицы, и их было почти в два раза меньше, чем требовалось по условиям госконтрактов .
Мы считали, проверялиПосле того, как «СПОПАТ» был признан победителем всех 20 конкурсов, общество, опять же по условиях договора, должно было предоставить заказчику (МКУ «ДДТ и ЖКХ» доказательства наличия транспортных средств .
В мэрии в ответ на наш запрос деталей раскрывать не стали, просто отметили, что АО «СПОПАТ» количество автобусов подтвердил. И здесь мы оказываемся в серой зоне сего мероприятия.
Как показывают открытые данные и сообщения СМИ, автобусов у «СПОПАТа» не было. По сведениям одного источника Muksun.fm, могли заключаться договоры аренды (но в реестре почему-то эти автобусы так и не отразились, хотя должны). По информации другого собеседника издания, поданные автобусы могли теоретически дублироваться. Но оба инсайдера отмечают, что «свечку не держали» и как именно удалось из 100 автобусов сделать 200, до конца так и непонятно.
Косвенно доказательством отсутствия всех автобусов свидетельствуют и поспешно заключенные договоры субподряда с частными перевозчиками. Спрашивается, зачем, если автобусов достаточно? В мэрии Сургута объяснили это желанием разгрузить «СПОПАТ» и сохранить рабочие места. Но, весьма вероятно, и об этом говорит официальный реестр, физически автобусов для исполнения контрактов у «СПОПАТа» не было .
Региональный УФАС точного ответа на наш запрос не дал (а мы обо всем этом рассказали и спросил, чего же теперь ждать), но отметил , что заказчика — МКУ «ДДТ и ЖКХ» все же проверяет на предмет исполнения закона «О защите конкуренции».
Общественник и эксперт по госзакупкам Алексей Савоськин считает, что должная проверка со стороны заказчика проведена не была. Предоставленные «СПОПАТом» сведения нужно было верифицировать, например, в ГИБДД и Ространснадзоре.
«После заключения контракта, если выяснится, что информация ложная, заказчик обязан в одностороннем порядке расторгнуть контракты и передать материалы силовым органам », — отметил эксперт.Но это в теории, подчеркнул Савоськин. «СПОПАТ» же по факту является предприятием мэрии, и сколько у него автобусов чиновники, вероятно, знали заранее, но контракты заключили и расторгать не стали. И такая схема, по его мнению, предположительно, нарушает закон.
Читайте также: В мэрии Сургута раскрыли подробности заключения госконтрактов со «СПОПАТом» В Сургуте больше не будет «маршрутки» из поселка Лунный Сургутским водителям поднимут зарплаты Фото: Ефросинья Рамазанова / muksun.fmПоследние новости
Биатлонист из Нижневартовска взял золото на Кубке Содружества по биатлону
Спортсмен из Нижневартовска (ХМАО) Никита Поршнев завоевал золотую медаль на третьем этапе Кубка Содружества по биатлону в городе Чайковском.
В Нижневартовске за задержку зарплаты под суд пойдёт руководитель предприятия
сегодня, 14:30 19 - Прокуратура Нижневартовска утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении руководителя ООО «Оператор».
Завтра Руслан Кухарук представит ежегодное Послание губернатора
сегодня, 15:00 26 - Уже завтра почетные граждане округа, народные избранники, ветераны специальной военной операции,
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией