О противодействии коррупции

О противодействии коррупции Коррупция является существенной системной проблемой, характерной не только для России, но и для большинства стран мира.

О  противодействии коррупции

Коррупция является существенной системной проблемой, характерной не  только для России, но  и  для большинства стран мира. В  этой связи одной из первостепенных задач в  последние годы, поставленных на  государственном уровне в  России, стало противодействие коррупции.

Понятие коррупции определено Федеральным законом от  25  декабря 2008  г.  №  273-ФЗ «О  противодействии коррупции»   (далее  — Федеральный закон № 273-ФЗ), в  соответствии с  которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и  государства в  целях получения выгоды в  виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а  также совершение указанных деяний от  имени или в  интересах юридического лица.

Федеральным законом №  273-ФЗ также определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и  физических лиц в пределах их  полномочий:

· по  предупреждению коррупции, в  том числе по  выявлению и  последующему устранению причин коррупции;

· по  выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и  расследованию коррупционных правонарушений;

· по  минимизации  и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

За  последние годы в  Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и  разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с  этим негативным явлением. Кроме того, в  целях создания системы противодействия коррупции в  Российской Федерации и  устранения причин, ее  порождающих, Указом Президента Российской Федерации от  19  мая 2008  г. №  815 «О  мерах по  противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по  противодействию коррупции ( http://state.kremlin.ru/council/12/news ).

Организационные основы противодействия коррупции

Основные направления государственной политики в  области противодействия коррупции определяет Президент Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он  осуществляет, в  области противодействия коррупции.

Разработку и  принятие федеральных законов по  вопросам противодействия коррупции, а  также контроль деятельности органов исполнительной власти в  пределах своих полномочий обеспечивает Федеральное Собрание Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по  противодействию коррупции

В  целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по  реализации государственной политики в  области противодействия коррупции по  решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в  составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и  иных лиц. При получении данных о  совершении коррупционных правонарушений органы по  координации деятельности в  области противодействия коррупции передают их  в  соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и  принимать по  итогам проверки решения в установленном законом порядке.

Меры по  профилактике коррупции

В  соответствии с  Федеральным законом №  273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

· формирование в  обществе нетерпимости к  коррупционному поведению;

· антикоррупционная экспертиза правовых актов и  их  проектов;

· рассмотрение в  федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не  реже одного раза в  квартал вопросов правоприменительной практики по  результатам вступивших в  законную силу решений судов, арбитражных судов о  признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и  действий (бездействия) указанных органов, организаций и  их  должностных лиц в целях выработки и  принятия мер по  предупреждению и  устранению причин выявленных нарушений;

· предъявление в  установленном законом порядке квалификационных требований к  гражданам, претендующим на  замещение государственных или муниципальных должностей и  должностей государственной или муниципальной службы, а  также проверка в  установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

· установление в  качестве основания для освобождения от  замещаемой должности  и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в  перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с  замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в  отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им  сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о  своих доходах, расходах, имуществе и  обязательствах имущественного характера, а  также представления заведомо ложных сведений о  доходах, расходах, об  имуществе и  обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

· внедрение в  практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в  соответствии с  которым длительное, безупречное и  эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в  обязательном порядке учитываться при назначении его на  вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

· развитие институтов общественного и  парламентского контроля за  соблюдением законодательства Российской Федерации о  противодействии коррупции.

Деятельность государственных органов по  повышению эффективности противодействия коррупции

Основными направлениями деятельности государственных органов по  повышению эффективности противодействия коррупции являются:

1.                          проведение единой государственной политики в  области противодействия коррупции;

2.                          создание механизма взаимодействия правоохранительных и  иных государственных органов с  общественными и  парламентскими комиссиями по  вопросам противодействия коррупции, а  также с  гражданами и  институтами гражданского общества;

3.                          принятие законодательных, административных и  иных мер, направленных на  привлечение государственных и  муниципальных служащих, а  также граждан к  более активному участию в  противодействии коррупции, на  формирование в  обществе негативного отношения к  коррупционному поведению;

4.                          совершенствование системы и  структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за  их  деятельностью;

5.                          введение антикоррупционных стандартов, то  есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в  данной области;

6.                          унификация прав государственных и  муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а  также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и  обязанностей;

7.                          обеспечение доступа граждан к  информации о  деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и  органов местного самоуправления;

8.                          обеспечение независимости средств массовой информации;

9.                          неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и  невмешательства в  судебную деятельность;

10.                    совершенствование организации деятельности правоохранительных и  контролирующих органов по  противодействию коррупции;

11.                    совершенствование порядка прохождения государственной и  муниципальной службы;

12.                    обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и  объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

13.                    устранение необоснованных запретов и  ограничений, особенно в  области экономической деятельности;

14.                    совершенствование порядка использования государственного и  муниципального имущества, государственных и  муниципальных ресурсов (в  том числе при предоставлении государственной и  муниципальной помощи), а  также порядка передачи прав на  использование такого имущества и  его отчуждения;

15.                    повышение уровня оплаты труда и  социальной защищенности государственных и  муниципальных служащих;

16.                    укрепление международного сотрудничества и  развитие эффективных форм сотрудничества с  правоохранительными органами и  со  специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и  другими компетентными органами иностранных государств и  международными организациями в  области противодействия коррупции и  розыска, конфискации и  репатриации имущества, полученного коррупционным путем и  находящегося за  рубежом;

17.                    усиление контроля за  решением вопросов, содержащихся в  обращениях граждан и  юридических лиц;

18.                    передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а  также иным негосударственным организациям;

19.                    сокращение численности государственных и  муниципальных служащих с  одновременным привлечением на  государственную и  муниципальную службу квалифицированных специалистов;

20.                    повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и  их  должностных лиц за  непринятие мер по  устранению причин коррупции;

21.                    оптимизация и  конкретизация полномочий государственных органов и  их  работников, которые должны быть отражены в  административных и  должностных регламентах.

Представление сведений о  доходах, расходах, об  имуществе и  обязательствах имущественного характера

Обязанность представлять сведения о  доходах, расходах, об  имуществе и  обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее  — сведения о  доходах, расходах) отдельных категорий государственных гражданских служащих, работников и  иных граждан предусмотрена Федеральным законом от  25  декабря 2008  г. №  273-ФЗ «О  противодействии коррупции» и  другими нормативными правовыми актами в  целях противодействия коррупции.

Гражданин при поступлении на  государственную гражданскую службу, а  также государственный гражданский служащий ежегодно не  позднее 30  апреля года, следующего за  отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о  доходах.

Государственный служащий ежегодно представляет:

1.                          сведения о  своих доходах, полученных за  отчетный период (с  1  января по  31  декабря) от  всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а  также сведения об  имуществе, принадлежащем ему на  праве собственности, и  о  своих обязательствах имущественного характера по состоянию на  конец отчетного периода;

2.                          сведения о  доходах супруги (супруга) и  несовершеннолетних детей, полученных за  отчетный период (с  1  января по  31  декабря) от  всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а  также сведения об  имуществе, принадлежащем им  на  праве собственности, и  об  их обязательствах имущественного характера по  состоянию на  конец отчетного периода.

Лица, замещающие должности, включенные в  перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а  также о  расходах своих супруги (супруга) и  несовершеннолетних детей в  случаях и  порядке, которые установлены Федеральным законом от  3 декабря 2012  г. №  230-ФЗ «О  контроле за  соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и  иных лиц их  доходам» и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодательством установлена обязанность лица, замещающего одну из  должностей, включенных в  соответствующий перечень, отчитываться за  себя и  за  своих супругу (супруга) и  несовершеннолетних детей об  источниках получения средств, за  счет которых совершена сделка по  приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в  уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход указанного лица за  три последних года, предшествующих совершению сделки. Эта обязанность возникает в  отношении сделок, совершенных с  1  января 2012  г.

Сведения о  доходах, расходах с  1  января 2015 года представляются по  утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки. При этом сведения о доходах являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не  отнесены к  сведениям, составляющим государственную тайну.

Проверка достоверности и  полноты сведений о  расходах осуществляется органами, подразделениями или должностными лицами, ответственными за  профилактику коррупционных и  иных правонарушений.

Сведения о  доходах, расходах служащих, замещающих должности, по  которым предусмотрено размещение таких сведений, а  также сведений о  доходах, расходах их супруг (супругов) и  несовершеннолетних детей размещаются в  информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на  официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и  предоставляются для опубликования средствам массовой информации в  порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, для федеральной государственной службы такой порядок установлен Указом Президента Российской Федерации от  8  июля 2013  г. №  613 «Вопросы противодействия коррупции».

Непредставление государственным гражданским служащим или представление им  неполных или недостоверных сведений о  своих доходах, расходах, об  имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о  доходах, расходах, об имуществе и  обязательствах имущественного характера членов своей семьи в  случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение государственного гражданского служащего с  государственной гражданской службы.

Виды взысканий за  коррупционные правонарушения и  порядок их  применения в  отношении к  государственным гражданским служащим установлен статьями 59.1 — 59.3 Федерального закона от  27  июля 2004  г. №  79-ФЗ «О  государственной гражданской службе Российской Федерации», а  в  отношении государственных служащих иных видов,  — законодательными актами, регулирующими порядок прохождения соответствующего вида государственной службы.

Конфликт интересов на  государственной и  муниципальной службе

Конфликт интересов на  государственной или муниципальной службе представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по  предотвращению и  урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на  надлежащее, объективное и  беспристрастное исполнение им  должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в  виде денег, иного имущества, в  том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) для себя или для третьих лиц, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по  недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В  случае возникновения у  государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к  конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об  этом представителя нанимателя (работодателя) в  письменной форме.

Представитель нанимателя, которому стало известно о  возникновении у  государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к  конфликту интересов, обязан принять меры по  предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до  отстранения государственного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от  замещаемой должности государственной гражданской службы в  порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для соблюдения требований к  служебному поведению государственных гражданских служащих и  урегулирования конфликтов интересов в  государственном органе, федеральном государственном органе по  управлению государственной службой и  государственном органе субъекта Российской Федерации по  управлению государственной службой образуются комиссии по  соблюдению требований к  служебному поведению государственных гражданских служащих и  урегулированию конфликтов интересов.

Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта, интересов, мер по  предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с  государственной службы.

Ответственность физических и  юридических лиц за  коррупционные правонарушения

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и  лица без гражданства за  совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и  дисциплинарную ответственность в  соответствии с  законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по  решению суда может быть лишено в  соответствии с  законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и  муниципальной службы.

В  случае если от  имени или в  интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и  совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к  юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с  законодательством Российской Федерации (статья 19.28. Кодекса Российской Федерации об  административных правонарушениях (далее  — КоАП РФ) «Незаконное вознаграждение от  имени юридического лица»).

Юридическое лицо может быть привлечено к  административной ответственности за  незаконное привлечение к  трудовой деятельности либо к  выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (статья 19.29. КоАП РФ).

Применение за  коррупционное правонарушение мер ответственности к  юридическому лицу не  освобождает от  ответственности за  данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и  привлечение к  уголовной или иной ответственности за  коррупционное правонарушение физического лица не  освобождает от  ответственности за  данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

 

Последние новости

В интересах жителей

Автор: Вероника Саитова. В текущем году на инициативное бюджетирование в Нижневартовске выделено 80 млн рублей.

Югорчанка представит округ в составе российской команды на Российско-Китайских играх

сегодня, 16:00 12 - Воспитанница Югорского колледжа-интерната олимпийского резерва Алена Анасенко представит округ в составе российской команды на Российско-Китайских играх.

Чаще всего в праздники правила безопасности на воде нарушали взрослые

сегодня, 14:55 17 - Для экстренных служб новогодние и рождественские каникулы - самое напряжённое время.

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Новочеркасске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *