Hi-Res Audio: новый формат и новое качество музыки

Hi-Res Audio: новый формат и новое качество музыки

High-resolution audio (HRA) это совокупность технических рекомендаций по качеству цифрового звука, которые находят своё отражение в стандарте Master Quality Recording. Они объединяют в себе различные коммерческие и свободно распространяемые форматы звукозаписи, такие, как программные аудиокодеки. Название форматов Hi-Res уже говорит само за себя: это высококачественный звук, записанный в аудиофайлах, которые воспроизводят аудио треки наиболее точно, оставляя яркие и незабываемые впечатления от прослушивания музыки.

Что такое Hi-Res и почему он важен?

Hi-Res - это аудио, воспроизведение которого сохраняет качество звучания и передает его слушателю максимально точно. У этого формата есть высокий частотный и динамический диапазоны, что является его ключевой особенностью.

Частота дискретизации, измеряемая в килогерцах, определяет, сколько раз в секунду аналоговый звук обрабатывается и превращается в цифровой сигнал. Чем выше частота дискретизации, тем точнее воспроизведение будет соответствовать исходной мастер-записи. Например, частота дискретизации 96 кГц означает, что данные обрабатываются 96 000 раз в секунду.

Разрядность же или «битность» определяет, насколько подробно звук закодирован в файле. Чем выше разрядность, тем точнее описан звук, больше его красок и оттенков. Высокая разрядность также дает более плавное и четкое воспроизведение, без видимых фрагментов. Однако высокая разрядность увеличивает размер файла.

Заметим, что частота дискретизации и разрядность являются неотделимыми параметрами, которые дополняют друг друга. Поэтому, чтобы получить звук высокого качества, требуются высокая частота дискретизации и высокая разрядность.

Аудиофайлы в формате Hi-Res являются контейнерами, в которые упаковывается аудиосигнал, сжатый при помощи кодека. Причем стоит помнить, что после сжатия звук по математическим алгоритмам «разворачивается», возвращая себе исходную полноту звучания.

Для того, чтобы потребители музыки могли получать точное представление об источнике мастер-записи и качестве аудио-треков, был разработан стандарт Master Quality Recording. Он включает в себя четыре типа маркировки, которые отображают определенный источник записанного звука. Это MQA, MQC, MQD и MQP.

Когда говорят об Hi-Res на цифровых «мастер-записях», подразумеваются цифровые записи, которые имеют более высокую частоту дискретизации и/или разрядность, чем на стандартном CD-носителе. Таким образом, для Hi-Res Audio характерно наличие частоты дискретизации выше 44,1 кГц и разрядности выше 16 бит. Все вышеупомянутые студийные форматы могут быть перекодированы для массового распространения в файлах с различной степенью сжатия, с потерями информации и без потерь.

Чтобы использовать Hi-Res устройства и аудио-треки, требуется его возможность воспроизводить контент с параметрами 96 кГц/24 бит или выше.

Заметки о Hi-Res Audio и High Definition Audio: где используется и какие форматы файлов существуют

Hi-Res Audio (HRA) и High Definition Audio (HDA) - два основных типа аудио, которые используются в цифровой записи и воспроизведении звука. HRA относится к звуковым форматам, основанным на программном уровне, тогда как HDA - это спецификация Intel для аппаратных аудиокодеков.

Аппаратное обеспечение, соответствующее спецификации HDA, должно удовлетворять более жестким требованиям, чем HRA, а именно: должен использоваться 32-битный звук при частоте дискретизации 192 кГц для двух каналов или 96 кГц для восьми каналов (7.1).

Существует множество различных форматов файлов, в которых записываются HRA-аудиофайлы. Они используются в различных сферах, и каждый формат имеет свои преимущества.

Профессиональная сфера - здесь используются эталонные форматы файлов без сжатия данных (no compression), которые предназначены для создания и обработки цифровых мастер-данных. Некоторые форматы, такие как Super Audio CD, имеют огромный размер, поэтому их удобнее хранить на объемных серверах и физических носителях.

Бытовая и полупрофессиональная сфера - здесь используются популярные форматы с сжатием данных без потери качества (lossless data compression). Эти форматы легко помещаются на DVD, флешку и доступны для загрузки в специализированных онлайн-магазинах.

Бытовая сфера - наиболее удобный и быстрый способ прослушивания и загрузки музыки это через интернет-ресурсы. Популярные сервисы потокового воспроизведения музыки (стриминг) используют ультрасовременные технологии, такие как MQA, которые снижают требования пропускной способности мобильного интернета. Для прослушивания нужно приобрести потоковый плеер и платить небольшую арендную плату. Это быстрый, удобный и недорогой способ расширения своей музыкальной библиотеки.

Сравнение аудиокодеков Hi-Res: определение лучшего кодека для звуколюба.

Существует мнение среди аудиофилов о том, что наилучшее качество звучания могут доставить лишь форматы, не использующие сжатие, такие как DSD или WAVE. При этом важно, чтобы они проигрывались на высококлассном аудиооборудовании. Однако другие завсегдатаи больших музыкальных коллекций более заинтересованы в уровне сжатия без потери качества, поскольку это помогает экономить место на жестких дисках. А еще есть пользователи, которые предпочитают Hi-Res-музыку и хотят получить быстрый доступ к ней из любого источника – для таких пользователей значимы форматы, наилучшим образом подходящие для потокового аудио.

Также давайте рассмотрим крупно некоторые HRA-форматы, выявим их преимущества и недостатки и определим, какой кодек является лучшим для звуколюба.

Форматы WAVE, разработанный Microsoft и IBM, и AIFF, созданный Apple, не могут быть названы новинкой, так как это одни из первых цифровых аудиокодеков, которые были в состоянии хранить звук без сжатия. Эти форматы были наследниками IFF (Interchange File Format), который послужил основой для создания еще около 30 форматов различного назначения.

WAVE является подтипом формата RIFF, предназначенным для хранения звуковой информации, тогда как AIFF был создан по прямому наследию от IFF (см. рис. 1). Оба формата в этом смысле являются «братьями» или даже «клонами», поскольку они используют метод кодирования звука без потерь — несжатую линейную импульсно-кодовую модуляцию Linear PCM, или LPCM, который сохраняет все тонкости звучания. Именно поэтому меломаны и профессиональные аудио эксперты до сих пор используют LPCM для получения звука максимального качества.

Оба формата могут хранить звук с глубиной 32 бит и допускают шесть каналов, как и в WAVE, так и в AIFF. Однако, максимальная дискретизация частоты у AIFF составляет 192 кГц, в то время как у WAVE она не ограничена. Это значит, что можно записать мастер-запись Hi-Res-качества на уровне «96 кГц/24 бит PCM» или «192 кГц/24 бит PCM», который становится все более популярным.

Одним из преимуществ кодеков WAVE и AIFF является то, что они имеют простую структуру, которая позволяет легко обрабатывать аудиофайлы и редактировать их в любом звуковом редакторе. Благодаря их распространенности, они могут быть проиграны на любом существующем медиаплеере, стереосистеме или другом устройстве.

Однако, одним из недостатков и AIFF, и WAVE является их неизбежно большой размер файла. Это усложняет передачу этих файлов через интернет и их увлечение с собой на портативных устройствах. Даже минута двухканального стереозвука 44,1 кГц / 16 бит в формате WAVE будет занимать примерно 10 мегабайт.

В настоящее время, WAVE и AIFF являются широко используемыми наиболее распространенными кодеками, которые заняли свою заслуженную нишу как основное средство для создания аудиоархивов и файлов для прослушивания музыки дома, сохраняющих всю красоту и глубину звучания сложных оркестровых, вокальных и джазовых композиций.

Идеальный DSD и профессиональный DXD - форматы, предназначенные для хранения архивных записей и редактирования звука соответственно, были созданы на рубеже XX и XXI века. Исключительно супервысокая частота дискретизации 2 822,4 кГц или 5 644,8 кГц используется для перевода аналогового аудиопотока в одноразрядный вид (1 бит) в обоих форматах.

В формате DSD создаются неперезаписываемые SACD с многоканальным звуком (до шести каналов), как преимущество этого формата является его уникальная частота дискретизации, которая улавливает малейшие модуляции аудиосигнала и позволяет достичь фантастического качества и естественности звучания. Недостатками этого формата являются ограниченность композиций, представленных в этом качестве, а также ограничения воспроизведения на обычных CD-плеерах. Кроме того, DSD защищен трехступенчатой защитной схемой, делая процесс редактирования и перезаписи проблематичным.

Многие любители музыки тем не менее описывают этот формат как идеальный. Он стал доступен широкой аудитории благодаря различным программам-конвертерам и производителям ПО, которые помогают преобразовать DSD в форматы, которые можно воспроизводить на обычных устройствах.

Сегодня, наиболее востребованные HRA-кодеки из категории "lossless data compression" - это FLAC и ALAC. Их основная функция заключается в том, чтобы сжимать аудио-информацию без потерь, сохраняя при этом идентичность оригинала. FLAC и ALAC можно назвать "братьями-близнецами", хотя у ALAC есть "яблочная окраска". Практические отличия между этими кодеками сводятся к следующему:

  • FLAC имеет более высокую скорость и время декодирования (воспроизведения);
  • FLAC имеет полноценные настройки сжатия, включая медленный или сильный, быстрый или слабый и некоторые промежуточные варианты;
  • FLAC поддерживается на программном и аппаратном уровнях в широком спектре устройств, хотя для пользователей Apple более предпочтительным будет ALAC, который поддерживается iOS, iTunes, AirTunes и QuickTime, но не поддерживается FLAC;
  • у FLAC есть расширенная функция обработки аудиофайлов "ReplayGain", которая может использоваться для определения пикового уровня записи и равномерного снижения уровня громкости для всего трека;
  • FLAC позволяет работать с максимальной частотой дискретизации 350 кГц, в то время как ALAC имеет максимальную частоту дискретизации 384 кГц.

Помимо этих отличий, FLAC и ALAC имеют много общих черт:

  • они поддерживают 8-канальный звук;
  • они устойчивы к ошибкам записи;
  • они обеспечивают возможность поиска внутри содержимого файла, позволяя разметить нужные места в файле и использовать псевдо-разбиение одного большого файла на несколько фрагментов;
  • они не имеют встроенных средств цифрового управления правами (DRM-защиты от копирования).

Таким образом, HRA-кодеки FLAC и ALAC в большинстве своих технических параметров идентичны друг другу. Выбор, как всегда, зависит от индивидуальных предпочтений и того, кто и как кодировал конкретные аудио-треки. В конечном итоге это важно, потому что это может оказаться решающим фактором для качества воспроизведения музыки.

MQA (Master Quality Authenticated) - формат цифровой музыки, который набирает популярность и эффективно поддерживает потоковую передачу HRA-файлов потребителям. Кодек был разработан в британской лаборатории «Меридиан Аудио» в 2014 году и был представлен на выставке CES-2015 в Лас-Вегасе. Сегодня проект MQA выделен в отдельную компанию с одноименным названием.

В мае 2016 года Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) совместно с другими организациями решила, что аудиозаписи, закодированные в MQA, могут иметь собственный официальный логотип в дополнение к логотипу «Hi-Res AUDIO».

Разработчики утверждают, что MQA это технология, которая захватывает всю магию оригинального студийного выступления. Используя научные исследования в психоакустике, MQA обеспечивает мастер-качество в аудиофайле, который достаточно мал и удобен для потоковой передачи или загрузки. Материалы, опубликованные на сайте experts.android.com, заявляют, что MQA обеспечивает звук, который не только лучше, чем качество CD, но и превосходит любой HRA-файл на основе традиционной кодировки PCM.

MQA - это «подтвержденное студийное качество», обеспечивающее звук, который сохраняет детализацию звука и высокие частоты, но при этом имеет битрейт, позволяющий хранить и передавать большие объемы музыки. MQA имеет совместимость с аудио-оборудованием, в котором отсутствует декодер MQA, а также предоставляется возможность копировать MQA-файлы и «упаковывать» обработанный посредством MQA аудиофайл дополнительно lossless-кодеком (например, FLAC) для большей компактности.

Недостатком является необходимость в специальном проигрывателе с лицензионной поддержкой MQA, чтобы получить полностью «распакованный» звук. Однако большинство MQA-файлов звучит настолько хорошо, что меломаны не желают отказывать себе в удовольствии прослушивания подобного качества музыки даже в поездках и путешествиях.

High-resolution аудио постепенно выходит из зоны интересов узкого круга меломанов и становится все более доступным. Онлайн-магазины предлагают покупку альбомов в Hi-Res качестве, а также множество смартфонов поддерживают этот формат. Крупнейшие стриминговые сервисы также начали включать в свои каталоги Hi-Res файлы.

Так, Spotify - это определенно сервис, который привлекает многих пользователей своими приятными «мелочами», включая различные битрейты, поддерживаемые на всех ОС. Стоимость подписки зависит от территории, с которой вы заходите на платформу.

Цифровая музыкальная и радиосервисная платформа 7digital, имеет большой выбор музыки в формате FLAC 24 бит и MQA. В свою очередь, Qobuz Sublime+ является одним из мировых лидеров среди сервисов для стриминга Hi-Res audio, годовая подписка на который стоит около 350 евро. Хотя наиболее популярными сервисами для покупки Hi-Res музыки являются HDTracks, NativeDSD, Hi-Res Download, E-onkyo и Tidal.

Если говорить о стриминговых сервисах, интересными вариантами являются Tidal и Qobuz. Однако эти сервисы не работают официально на территории России, поэтому для доступа к ним потребуется установка VPN.

Индустрия High-resolution audio также заставила производителей электронных устройств обратить на себя внимание, и сегодня уже есть специализированные Hi-Res плееры и расширенный выбор смартфонов, совместимых с этим форматом аудио. Также существуют ПК, имеющие специализированные программы (или плагины к проигрывателям) для воспроизведения конкретных форматов.

Звучание устройств, далеких от первозданного качества Hi-Res, также можно значительно улучшить с помощью USB-ЦАП, который преобразует цифровой звук в аналоговый.

В целом, современные форматы High-resolution audio и стриминговые облачные сервисы обеспечивают комфортные условия для получения широкого выбора корректных звуковых записей, на слух которых приятно проводить время.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *