Частные и государственные начальные школы Москвы: особенности обучения и качество образования

Частные и государственные начальные школы Москвы: особенности обучения и качество образования

Начальное образование – это очень важный этап в развитии ребенка, который во многом определяет его будущие успехи в учебе. В этой статье мы расскажем о том, какие возможности предоставляют начальные школы в России, а также о лучших из них.

Первые начальные школы появились еще при Петре I. В то время они были классифицированы по разным признакам (цифровые, русские, адмиралтейские и т.д.) и были созданы в соответствии с европейскими традициями. Более массовое народное образование появилось позже, во времена больших социальных изменений в середине 19-го и начале 20-го века. Сегодня начальная школа уже не раз претерпевала различные изменения, приводившие к ее современному облику.

В России начальная школа открывает перед ребенком новый мир не только в плане учебы, но и социального статуса. Именно в начальных классах формируются навыки дисциплины, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром и появляется потребность в самовыражении. Важно понимать, что от того, как пройдут первые годы обучения в школе, будут зависеть дальнейшие результаты.

Обучение в начальной школе включает в себя не только основы письма, чтения и математики, но и формирует мировосприятие, развивает творческие навыки, эстетическую и физическую культуру, самосознание и самооценку. Поэтому важно подходить к выбору начальной школы ответственно.

На сегодняшний день в России представлены две модели начальных школ - трехлетняя и четырехлетняя. Четырехлетняя начальная школа обеспечивает более благоприятную адаптацию к учебному процессу, а также формирует более глубокие познавательные навыки, что соответствует международным стандартам. Сегодня в России большинство специалистов склоняются к мнению о полном переходе на четырехлетнюю начальную школу, что позволит создать более комфортные условия для младших школьников и сохранить у них интерес к учебе.

В России качество начального образования строго регулируется несколькими нормативными документами. Среди них:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» с изменениями, действующими с 19.05.2013 г.;
  • Нормы СанПиН 2.4.2.2821-10, определяющие санитарно-эпидемиологические требования к условиям и методам обучения в общеобразовательных учреждениях;
  • Приложение к Приказу Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 - Федеральный государственный стандарт начального общего образования;
  • Приказы Минобрнауки России от 26.11.2010 г. и 22.09.2011 г., связанные с изменениями стандарта начального общего образования;
  • Письмо Минобрнауки России от 24.10.2011 г. № МД 1427-03, регламентирующее преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ;
  • Письмо Минобрнауки России от 25.02.2011 г. № 03-114, касающееся мониторинга ФГОС общего образования;
  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253, утверждающий федеральный перечень учебников, рекомендуемых при реализации государственных образовательных программ начального, основного и среднего общего образования.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования представляет собой единый стандарт образовательного процесса на всей территории России. Он содержит требования к результатам освоения основной образовательной программы, структуре программы и базисному учебному плану, включающему раздел "Внеурочная деятельность". Нормативные документы обеспечивают комфортную обстановку в процессе обучения и создают наиболее благоприятные условия для обучающихся.

В современной начальной школе существуют две основные системы обучения: традиционная и развивающая. Традиционная система предполагает изучение одной из семи программ: «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI века», «Гармония», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа» и «Планета знаний». С другой стороны, развивающие программы Занкова и Эльконина-Давыдова также продолжают привлекать учителей и родителей. Многие обычные программы были переработаны и включают в себя развивающие методы.

Ниже будут перечислены особенности каждой из программ:

  • «Школа России» делает ставку на приобщение детей к культуре и традициям России, а также на духовно-нравственное развитие, формирование интереса к истории страны, ее природе, и так далее.
  • «Школа 2100» ориентирована на развитие личности ребенка, раскрытие его творческих способностей.
  • «Начальная школа XXI века» мягко адаптирует детей к учебному процессу и предлагает обучение в форме игры. Школьники учатся самостоятельно добывать знания, участвовать в дискуссиях, обсуждать и анализировать.
  • «Гармония» – это сочетание традиционных и развивающих методов. Программа направлена на создание гармоничных отношений между учителями и учениками, а также между детьми. В программе внедрены новые технологии обучения.
  • «Классическая начальная школа» основана на традиционных методиках. В свою очередь, «Перспективная начальная школа» идеально подходит для обучения детей разных возрастов и уровней знаний в одном классе, таких как сельские школы.
  • «Планета знаний» предлагает задания, которые способствуют развитию детей. Школьники становятся более инициативными и самостоятельными, учатся делать выводы и добывать информацию.
  • Программа Занкова отличается от других программ. Во-первых, учителя создают доверительные отношения со своими учениками, чтобы ученики чувствовали себя комфортно не только в классе, но и на прогулках, экскурсиях, культурных мероприятиях. Во-вторых, дети выполняют задания перед тем, как изучать соответствующую теорию. Они изучают материал самостоятельно. Занятия проходят в быстром темпе и считаются сложными, но притягательными для детей.
  • Программа Эльконина-Давыдова делает акцент на теории, правилах и понятиях. Она развивает мышление ребенка. Большая часть занятий проходит в классе, а дети могут отдыхать дома. Очень мало учителей в России умеют преподавать эту программу.

Виды начальных школ: государственные и частные

Существует несколько видов начальных школ, которые отличаются друг от друга как направленностью, так и форматом. В отношении направленности, начальные школы углубленно изучают различные предметы, например, иностранные языки или математику. Они также различаются по формату, то есть могут быть частными или государственными.

Несмотря на трудное экономическое положение, интерес к частным школам по-прежнему остается высоким. Многие родители считают, что именно частные школы могут предоставить более качественное образование. Однако, стоит ли действительно выбирать частную школу для своего ребенка? Давайте разберемся в этом вопросе.

Частное образование всегда считалось более престижным, чем государственное. И нет ничего удивительного в том, что оно все еще остается таковым. Если говорить о преимуществах, то в первую очередь стоит отметить то, что количество учеников в классе в несколько раз меньше, чем в государственных школах. И как известно, чем меньше детей, тем более развита индивидуальная работа преподавателя с каждым учеником.

Среди преимуществ также можно отметить наличие как обычных, так и редких программ в частных школах, что позволяет ребенку получить более широкий кругозор. Комфортная обстановка и благоприятный микроклимат помогают детям лучше учиться и развиваться. В частных школах есть учителя-логопеды и психологи, что позволяет своевременно заметить и устранить все недостатки ученика. Безопасность зданий, классов и залов, а также качественное питание в столовой входят в безусловные преимущества частных школ.

Единственный недостаток - необходимость платить за обучение в частной школе. И суммы за обучение порой бывают немаленькими.

Можно посмотреть на рейтинг самых лучших частных школ Москвы, куда входят школы «Лучик», «Наши традиции», Ломоносовская школа, «Радуга» и «Ступени».

Государственная школа предоставляет бесплатное образование, однако, как правило, уступает в условиях своим частным конкурентам. Один учитель порой неспособен качественно обучить большое количество детей в классе, которого может быть 30 или даже более. Тем не менее, именно государственные школы прошли испытание временем и, благодаря строгой программе и плану занятий, гарантируют широкое образование для учеников. Но, более массовый формат занятий может привести к некоторой стандартизации и заучиванию материала. Всякие дополнительные услуги и секции в государственных школах предоставляются лишь за дополнительную плату.

Тема качества образования в начальной школе является крайне актуальной, особенно если сравнивать частные и государственные школы. На первом этапе обучения понятие качества включает в себя не только базовые навыки, такие как грамотность, навыки чтения и письма, но и такие ключевые личностные характеристики как дисциплина, усидчивость, трудолюбие, любознательность, творческий подход и воображение. Эти качества будут отражаться на успехах учащихся в дальнейшем.

В государственных школах обычно используется формальный подход к обучению, который не всегда помогает развивать личностные качества учащихся. В то время как в частных школах используется личностный подход, который не только помогает учащимся получить нужные знания, но и развивает их способности к познанию мира. Этого добиваются за счет использования уникальных образовательных программ, творческих методик, неформального общения между учителем и учеником, а также грамотной работы школьных психологов.

В то же время, родители могут столкнуться с определенным риском. Иногда при переводе в государственную школу ученик из частной школы может значительно отстать от своих новых одноклассников по уровню знаний. Но обычно это исключение из правил. Поскольку в большинстве случаев ученики частных школ имеют более высокий уровень образования и более мотивированы к получению знаний и достижению успеха.

Выбор школы для ребенка - это очень ответственный шаг, который иногда может привести к долгому и трудному выбору между государственными и частными школами. Обе варианты имеют свои плюсы и минусы.

Государственные школы являются бесплатными и устоявшимися учебными заведениями. Но поскольку здесь занимается много учеников, общая поддержка и внимание со стороны учителей может быть ограниченной. Также материально-техническая база может быть менее качественной, а питание может содержать полуфабрикаты.

Частные же школы имеют репутацию более элитарного учебного заведения за счет обогащенной программы, индивидуального подхода к каждому ученику, наличия большого количества кружков и секций, качественной материально-технической базы и качественного питания. Однако частные школы необходимо оплачивать, что может стать причиной дополнительных финансовых затрат.

При выборе частной школы важно обратить внимание на наличие лицензии и аккредитации, программы обучения, квалификацию учителей, удобство расположения, материально-техническую базу, атмосферу и состояние школы, процент поступления выпускников и успешность результатов ЕГЭ. Также полезно почитать отзывы в Интернете и пообщаться с родителями учащихся.

Независимо от выбора, переход в начальную школу всегда связан со стрессом и сложностями для ребенка и его семьи, поэтому очень важно внимательно подойти к выбору и создать максимально благоприятные условия для школьника. Желаем удачи!

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *