Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)
Задержка психоречевого развития у детей
В настоящее время число детей, испытывающих трудности в речевом развитии, продолжает расти. И хотя отставание речи не является тяжелой проблемой, если ее диагностировать вовремя, но без должного внимания это состояние может привести к серьезным последствиям в будущем. Родители несут ответственность за обнаружение этого заболевания у своих детей, направление на компетентное обследование и выбор лучших специалистов. Если проблему не устранили вовремя, то с возрастом нарушения только усугубляются, что влияет на психику и учебную деятельность ребенка, а также осложняет его общение с сверстниками.
Согласно современной статистике, число случаев неврологических и психических заболеваний у детей значительно выросло за последние два десятилетия. Задержка психоречевого развития становится причиной замедления и формирования мышления, в то время как некоторые психические и неврологические заболевания могут повлиять на отставание в речевом развитии.
Задержка психоречевого развития обычно диагностируется у детей старше трех лет. Это связано с тем, что в этом возрасте начинается активное общение с окружающими и появляется возможность заметить нарушения в развитии. Однако, обнаружить проблему лучше всего на более ранней стадии, даже в двух-трехлетнем возрасте. Если отставание в речевом развитии заметно в семилетнем возрасте, то шансы на полное выздоровление резко снижаются.
Конечно, успех лечения задержки психоречевого развития зависит от многих факторов, включая степень проблемы и используемые методики. Но как показывает практика, чем раньше родители замечают признаки данного заболевания у ребенка, тем больше есть шансов на полное выздоровление. Идеально, когда проблема обнаруживается в два-три года.
Как определить задержку психоречевого развития: симптомы и признаки ЗПРР
Задержка психоречевого развития (ЗПРР), вызванная врожденными факторами, может проявиться у ребенка уже на раннем этапе его жизни.
Следующие признаки указывают на задержку психоречевого развития:
- в четыре месяца: ребенок не реагирует на родительские жесты и слова, не улыбается (что также является признаком аутизма);
- восемь-девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
- год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
- полтора года: не говорит простых слов, таких как "мама" или "дай", и не понимает их значения, не реагирует, когда к нему обращаются по имени или просят что-то; также может быть трудность с жеванием;
- два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не учитывая новые слова других людей;
- два с половиной года: использует не более 20 слов, не в состоянии сформулировать фразу из двух-трех слов, не знает названий частей тела и предметов;
- три года
- не может самостоятельно составить предложение
- не понимает простые рассказы
- ребенок может говорить слишком быстро, обрезая окончания слов, или слишком медленно, растягивая слова
- не всегда может отвечать на вопросы взрослых
У детей с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, рот всегда приоткрыт. Такие дети характеризуются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью и слабой памятью. Часто у них недоразвитое воображение, ограниченный эмоциональный диапазон, что затрудняет общение со сверстниками.
Симптомы ЗПРР могут быть связаны с органическими изменениями. При использовании электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии, которое отвечает за речевое развитие.
Чем дольше ребенок страдает от задержки речи, тем больше задерживается его психическое и умственное развитие. Чем старше ребенок, тем больше он получает информации через разговоры с другими людьми. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР должно начинаться как можно раньше.
Основные причины задержки речевого и психического развития
Задержка развития речи и психической деятельности у детей не представляют собой самостоятельные заболевания. Это результат отклонений, возникших в развитии головного мозга и центральной нервной системы.
Существуют следующие факторы, которые способствуют задержке речевого и психического развития:
- Болезнь матери во время беременности. Ненормальное развитие плода может произойти вследствие проникновения инфекции, травмы, отравления.
- Гипоксия (кислородное голодание) плода в утробе матери.
- Тяжелые условия родов, такие как стремительные или неполные роды, обвитие пуповины вокруг шеи плода или травма в момент рождения, такие как перинатальная энцефалопатия, травма центральной нервной системы или травма шейного отдела позвоночника.
- Перенесенные детством тяжелые инфекции, которые вызывают заболевания мозга, а также полученные травмы и травмы головы.
- Генетические и хромосомные нарушения, которые сопровождаются отклонениями в структуре мозга.
- Неправильное воспитание ребенка, когда дети растут без должного внимания или наоборот - слишком сильных и строгих родительских методов. Они могут также выходить из дисфункциональных семей.
- Тяжелый психический стресс и травма, полученные в раннем возрасте.
Заболевания, которые могут вызвать задержку психического и речевого развития:
- Врожденные аномалии центральной нервной системы;
- Эпилепсия и другие неврологические заболевания;
- Ишемия головного мозга;
- Гидроцефалия;
- Повышенное внутричерепное давление;
- Детский церебральный паралич (ДЦП);
- Опухоль головного мозга;
- Патологии сосудов головного мозга;
- Лейкодистрофии;
- Нарушение ликвородинамики.
Нужно подчеркнуть, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Корректировать нужно не только ЗПРР, но и причины ее возникновения в первую очередь.
Заболевание с элементами аутизма
Заболевание с элементами аутизма, которое возникает в результате нарушения работы центральной нервной системы или воздействия инфекций на организм, может вызвать не только отставание в речевом и психическом развитии, но и расстройства аутистического спектра. Ниже перечислены основные черты поведения, присущие детям, страдающим этим заболеванием:
- Нет эмоционального контакта с окружающими, не улыбается, не ищет контакта с родителями.
- Часто проявляет агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на других (например, кусание или битье).
- Повторение одного и того же действия или движения (раскачивание на одном месте, хождение по кругу), соблюдение набора правил (расстановка в ряд), отрицательная реакция на изменения.
- Неспособность играть с игрушками, использование их необычным или своеобразным способом, ориентация на одну игрушку или ее элемент.
- Избегание общества, неумение общаться со сверстниками.
Также заметно задержка в развитии речи и непонимание обращенной речи. При обнаружении указанных особенностей поведения у ребенка следует обратиться за помощью к нескольким специалистам, включая психолога и логопеда-дефектолога.
Лечение ЗПРР: какие меры нужно принять
Диагностика ЗПРР – это только первый шаг на пути к оздоровлению ребенка. Начинать лечение нужно как можно раньше, причем выбранный подход должен быть комплексным. Врачи убеждены, что в терапии должны участвовать родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если родители приступят к лечению, когда отставание в развитии не очень высоко и ребенок еще маленький, результаты будут впечатляющими. Но чем позже начнется лечение, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.
Основные методы лечения задержки психоречевого развития:
1. Микротоковая рефлексотерапия - это метод лечения с помощью сверхмалых электрических импульсов, которые воздействуют на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны. Такие импульсы помогают восстановить работу центральной нервной системы в тех участках, где она была нарушена. В случае задержки психоречевого развития врач может воздействовать аппаратом на зоны мозга, связанные с речью, ее пониманием и воспроизведением, словарным запасом. Этот метод показал высокую эффективность при гидроцефалии и он разрешен для детей с шести месяцев.
2. Занятия с логопедом-дефектологом - это работа, направленная на развитие памяти, мелкой моторики, мышления и обучение ребенка правильной артикуляции, составлению предложений и текстов.
3. Логопедический массаж - это дополнительная мера при задержке речевого развития, направленная на стимуляцию мимических и жевательных мышц лица и шеи, что помогает ребенку легче произносить звуки и их сочетания.
4. Лекарственная терапия - медикаменты, назначаемые врачом-психиатром или неврологом при задержке психоречевого развития. Врач, используя компьютерную томографию, ЭЭГ и другие методы, выявляет патологии центральной нервной системы у ребенка, а затем разрабатывает индивидуальную схему лечения данных нарушений и их последствий. Неврологи чаще всего прописывают ноотропные лекарственные средства. Однако не всегда психотропные средства назначаются "по адресу", в некоторых случаях можно обойтись и без них, либо не "сидеть" на них постоянно.
Родительская ошибка заключается в обращении к логопеду-дефектологу без предварительной работы ребенка с другими специалистами.
Существует несколько дополнительных способов коррекции ЗПРР:
- Работа с детским психологом может быть необходима в случаях, когда отставание в речевом развитии вызвано психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье или когда ребенок избегает общения со сверстниками.
- Существуют также альтернативные подходы к лечению, включая иппо- и дельфинотерапию, музыкотерапию и другие развивающие упражнения, способствующие развитию мелкой и крупной моторики. Родители также могут вести работу с ребенком самостоятельно, например, устраивая подвижные игры или занимаясь с ним сборкой паззлов.
- Остеопатия - это также эффективный метод альтернативной медицины, который может помочь детям с ЗПРР. Остеопат воздействует на активные точки на теле ребенка, стараясь сбалансировать работу нервной системы, метаболизма и психики ребенка.
Однако, нельзя полагаться только на один метод, такой как прием таблеток или работу с логопедом-дефектологом, для эффективной коррекции ЗПРР. Задача родителей - найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий в себя различные методы.
Фото: freepik.com